ПРАВИЛА САНИТАРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ УБОРКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА В Г. МОСКВЕ

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 9 ноября 1999 г. N 1018
1. Общие положения
1.1. Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (далее — Правила) устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
1.2. Правила разработаны на основании действующих законов Российской Федерации и г. Москвы, распоряжений Мэра Москвы и постановлений Правительства Москвы, других нормативно — правовых актов, решений коллегии Комплекса городского хозяйства, определяющих требования к состоянию внешнего благоустройства городских территорий и защите окружающей среды.
1.3. Координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Москве осуществляет первый заместитель Премьера Правительства Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства.
1.4. Методическое обеспечение и координация работ по уборке и санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка возложены на Управление жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
Организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается в пределах закрепленных правовыми актами территорий на районные Управы, префектуры административных округов, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков.
1.5. Государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют: Объединение административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ), Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода), Московский земельный комитет (Москомзем), Центр Государственного санитарно — эпидемиологического надзора в г. Москве (Госсанэпиднадзор), Главное управление внутренних дел (ГУВД г. Москвы), Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений (УМПЭП),Государственная жилищная инспекция Москвы, Московско — Окское бассейновое водохозяйственное управление (МОБВУ),префектуры административных округов и другие уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями.
При осуществлении всех видов проверок состояния уборки и санитарной очистки территорий административных округов (районов) контролирующие органы руководствуются критериями оценок, утвержденными Правительством Москвы.
1.6. Ведомственный контроль за выполнением требований настоящих Правил на закрепленных в установленном порядке территориях осуществляют службы заказчиков, которые контролируют выполнение подрядными организациями договорных обязательств.
1.7. Все ведомственные инструкции и иные акты, принимаемые по вопросам санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка территории города, не должны противоречить требованиям настоящих Правил.
2. Основные понятия
2.1. Внешнее благоустройство города — совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в границах города и в находящихся под городской юрисдикцией территориях.
2.2. Территория предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов — часть городской территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре Москвы, переданная (закрепленная) целевым назначением юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством.
2.3. Прилегающая территория — территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
2.4. Отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
2.5. Твердые бытовые отходы (ТБО) — мелкие бытовые отходы потребления.
2.6. Крупногабаритный мусор (КГМ) — отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и др.), утратившие свои потребительские свойства, загрузка которых (по своим размерам и характеру) производится в бункеры — накопители.
2.7. Контейнер — стандартная, имеющая крышку емкость для сбора ТБО объемом 0,7-1,5 куб. м.
2.8. Бункер — накопитель — стандартная емкость для сбора КГМ объемом более 2,0 куб. м.
2.9. Санитарная очистка территории — зачистка территорий, сбор, вывоз и утилизация (обезвреживание) твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ).
2.10. Сбор ТБО (КГМ) — комплекс мероприятий, связанных с очисткой рабочими комплексной уборки мусорокамер, заполнением контейнеров и зачисткой контейнерных площадок. Сбор КГМ — загрузка дворниками и рабочими комплексной уборки бункеров — накопителей собранным с территории КГМ.
2.11. Вывоз ТБО (КГМ) — выгрузка ТБО из контейнеров (загрузка бункеров — накопителей с КГМ) в спецтранспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка их с мест сбора мусора на лицензированный объект утилизации (мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы, полигоны захоронения и т.п.).
2.12. Договор на вывоз ТБО (КГМ) — письменное соглашение, имеющее юридическую силу, заключенное между заказчиком и подрядной мусоровывозящей организацией на вывоз ТБО (КГМ).
2.13. График вывоза ТБО — составная часть договора на вывоз ТБО (КГМ) с указанием места (адреса), объема и времени вывоза.
2.14. Срыв графика вывоза ТБО — несоблюдение маршрутного, почасового графика вывоза ТБО сроком более 2 часов.
2.15. Навал мусора — скопление твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), возникшее в результате самовольного сброса, по объему, не превышающему одного куб. м, на контейнерной площадке или на любой другой территории.
2.16. Очаговый навал мусора — скопление ТБО, КГМ, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 30 куб. м на территории площадью до 50 кв. м.
2.17. Несанкционированная свалка мусора — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше 30 куб. м.
2.18. Утилизация (обезвреживание) мусора и отходов — специальная обработка мусора (брикетирование, термообработка, превращение в остекленные гранулы путем сжигания мусора, захоронение на полигонах и т.п.) с целью превращения его в инертный (нейтральный) вид, не оказывающий вредного влияния на экологию.
2.19. Критерии оценок состояния уборки и санитарного содержания территорий — показатели (средний процент нарушений), на основании которых производится оценка состояния уборки и санитарного содержания территории административного округа или района.
2.20. Реестр мусоровывозящих организаций — перечень подрядных мусоровывозящих организаций. В данные Реестра вносятся лицензия на право осуществления данного вида деятельности, состояние материально — технической базы, профессионализм обслуживающего персонала и опыт работы в г. Москве. Главный показатель — качество работы подрядных организаций (соблюдение договорных обязательств).
2.21. Содержание дорог — комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно — эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
2.22. Подтопление — подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта вод в реках, водохранилищах, затопление водой участка дороги, транспортных тоннелей, части территорий от атмосферных осадков; снеготаяния; некачественно уложенного асфальтобетонного покрытия дорог, тротуаров, сброса или утечки воды из инженерных систем и коммуникаций; неисправности либо нарушения правил обслуживания водоприемных устройств и сооружений поверхностного водоотвода, препятствующее движению пешеходов, автотранспорта, городского пассажирского транспорта.
Подтопленной считается территория площадью свыше 2 кв. м и глубиной более 3 см.
2.23. Брошенный разукомплектованный автотранспорт — транспортное средство, от которого собственник в установленном порядке отказался, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен. Заключения о принадлежности транспортного средства (наличии или отсутствии собственника) представляют органы УГИБДД ГУВД г. Москвы.
2.24. Металлический тент типа «ракушка» или «пенал» — нестационарный объект движимого имущества, принадлежащий юридическому или физическому лицу, предназначенный для укрытия автотранспортного средства, размещаемый на территории города без проведения подготовительных работ капитального характера в соответствии с порядком, определенным действующими нормативно — правовыми актами.
2.25. Категория улиц — классификация городских магистралей, улиц и проездов в зависимости от интенсивности движения транспорта и особенностей, предъявляемых к их эксплуатации и содержанию (приложение).
3. Санитарное содержание
3.1. Юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ.
По муниципальному жилому фонду договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ заключают дирекции единого заказчика (ДЕЗ) районов.
3.2. Организация сбора ТБО и КГМ:
3.2.1. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры — накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается:
— по муниципальному жилому фонду на дирекции единого заказчика районов;
— по объектам, финансирование которых производится по городскому (муниципальному) заказу, на соответствующие службы заказчиков префектур административных округов и служб Управления жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы;
— по остальным территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании, на предприятия, организации, ведомства, иные хозяйствующие субъекты.
3.2.2. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий, образующихся в результате хозяйственной деятельности, осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых, а также лимиты на размещение отходов и время их хранения в обязательном порядке согласовываются с архитектурно — планировочными управлениями (АПУ) административных округов, Центром Госсанэпиднадзора и Москомприродой.
Складирование отходов на территории предприятия вне специально отведенных мест и превышение лимитов на их размещение запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.
3.2.3. Переполнение контейнеров, бункеров — накопителей мусором не допускается.
3.3.1. Вывоз ТБО и КГМ осуществляется мусоровывозящими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, выигравшими конкурс (тендер), в сроки, указанные в графике (приложение к договору на вывоз ТБО, КГМ).
3.3.2. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, производят работники организации, осуществляющей вывоз ТБО, КГМ.
3.4. Контейнеры и бункеры — накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются архитектурно — планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно — эксплуатационных организаций, согласованным с Центром Госсанэпиднадзора, Госпожнадзором, Объединением административно — технических инспекций Правительства Москвы.
Количество площадок, контейнеров и бункеров — накопителей на них должно соответствовать утвержденным Правительством Москвы нормам накопления ТБО и КГМ.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры — накопители на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов.
3.5. Площадки для установки контейнеров для сбора ТБО должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом спецавтотранспорта.
3.6. Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,0-1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке.
3.7. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
3.8. Контейнерные площадки и места установки бункеров — накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий.
3.9. Контейнеры и бункеры — накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, времени вывоза ТБО. Контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы плотно закрывающейся крышкой, а на автозаправочных станциях (АЗС) запираться на замки.
3.10. Контейнеры, бункеры — накопители и площадки под ними в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами.
3.11. Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению Москомприроды предприятиями, имеющими лицензии на прием и захоронение отходов.
3.12. На вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках городского пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны устанавливают на расстоянии 50 м одна от другой на улицах первой категории, рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на остальных улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях — на расстоянии до 100 м. На остановках городского пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты — в количестве не менее двух.
Очистка урн производится балансодержателями домовладений и территорий по мере их заполнения, но не реже двух раз в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках городского пассажирского транспорта, очищаются и промываются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, — торговыми организациями.
Покраска урн осуществляется балансодержателями один раз в год (апрель), а также по мере необходимости или по предписаниям ОАТИ.
4. Организация уборки городских территорий
4.1. Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил, инструкциями и технологическими рекомендациями, утвержденными Управлением жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. Ответственность за организацию уборки возлагается на районные Управы.
4.2. Определение границ уборки территорий между организациями, предприятиями, учреждениями, арендаторами осуществляется районными Управами (с учетом договоров землепользования и прилегающих территорий) с составлением согласованных с ними схематических карт уборки, по дорожной сети федерального значения — Управлением жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
Один экземпляр схематических карт передается руководству организации, предприятия, учреждения для организации уборочных работ, второй — для координации и контроля находится в районной Управе и в УЖКХиБ г. Москвы (по федеральной дорожной сети).
4.3. Уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов.
Уборка дворовых территорий, мест массового пребывания людей (подходы к вокзалам, станциям метрополитена, территории рынков, торговых зон и др.) производится в течение всего рабочего дня.
4.4. В случаях экстремальных погодных явлений (ливневый дождь, снегопад, гололед и др.) режим уборочных работ устанавливается в соответствии с указаниями оперативной группы по координации действий городских организаций и префектов административных округов.
Решения оперативной группы (штаба) обязательны к исполнению всеми юридическими и должностными лицами.
4.5. Ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается:
4.5.1. По тротуарам:
— расположенным вдоль улиц и проездов или отделенных от проезжей части газоном шириной не более трех метров и не имеющим непосредственных выходов из подъездов жилых зданий; тротуарам, прилегающим к ограждениям набережных, — на балансодержателей, службы заказчиков и подрядные организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части;
— находящимся на мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях, а также техническим тротуарам, примыкающим к инженерным сооружениям, и лестничным сходам, — на предприятия, на балансе которых находятся инженерные сооружения;
— отделенным от проезжей части улиц и проездов газоном шириной более 3 м и имеющим непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, дворовым территориям, въездам во дворы, пешеходным дорожкам, расположенным на территории домовладений, — на предприятия, на балансе или в управлении которых находятся данные домовладения.
4.5.2. По тротуарам, расположенным вдоль улиц и проездов, не подпадающим под действие п. 4.5.1 настоящих Правил: по федеральной дорожной сети — на организации, закрепленные для уборки (по договору) Управлением жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, а по дорожной сети административных округов — службами заказчиков префектур административных округов.
4.5.3. За уборку и содержание проезжей части по всей ширине дорог, площадей, улиц и проездов городской дорожной сети, включая двухметровую прилотковую зону, трамвайные пути, расположенные в одном уровне с проезжей частью, а также набережных, мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей — на городские и окружные предприятия, на балансе которых находятся дорожные покрытия указанных объектов.
4.5.4. По объектам озеленения (парки, скверы, бульвары, газоны), в том числе расположенным на них тротуарам, пешеходным зонам, лестничным сходам, — на организации, на балансе или в эксплуатации которых находятся данные объекты озеленения.
4.5.5. За уборку газонной части разделительных полос, содержание ограждений на проезжей части, тротуарах и газонах, других элементов благоустройства дороги — на предприятия, на балансе которых они находятся. При выполнении данных работ запрещается перемещение мусора на проезжую часть улиц и проездов.
4.5.6. За уборку посадочных площадок городского пассажирского транспорта — на предприятия, производящие уборку проезжей части. Границы работ по уборке посадочных площадок определяются на схематических картах.
Установка, эксплуатация, уборка и мойка пассажирских павильонов на посадочных площадках городского пассажирского транспорта осуществляется службами ГК «Мосгортранс».
4.5.7. За уборку и содержание трамвайных путей, в том числе отстойно — разворотных на трамвайных станциях, и остановок, расположенных на обособленном полотне, — на службы ГК «Мосгортранс» (по всей площади обособленного полотна, за исключением газонной части, уборка которой возложена на балансодержателей).
4.5.8. За уборку отстойно — разворотных площадок на конечных станциях автобусов и троллейбусов и размещенных на них остановок — на предприятия, осуществляющие уборку проезжей части прилегающих улиц по графику, согласованному ГК «Мосгортранс».
4.5.9. За механизированную уборку площадок, прилегающих к отдельно стоящим вестибюлям и входам в подуличные переходы станций Московского метрополитена, и вывоз снега с них — на организации, осуществляющие уборку проезжей части улиц и проездов, на которых эти станции расположены; прилегающих к вестибюлям, встроенным в первые этажи зданий, — на организации, отвечающие за уборку тротуаров.
Ручная зачистка указанных площадок, а также уборка других территорий, прилегающих к отдельно стоящим вестибюлям и входам в подуличные переходы станций метрополитена, в радиусе 5 м от данных сооружений производится службами Московского метрополитена.
4.5.10. За уборку территорий, прилегающих к входам в подземные и надземные пешеходные переходы на расстоянии 5 м по периметру наземной части перехода или вестибюля, лестничных сходов переходов и самих переходов — на предприятия, на балансе которых они находятся.
4.5.11. За ручную уборку территорий, прилегающих к отдельно стоящим объектам рекламы, в радиусе 5 м от рекламных конструкций — на рекламораспространителей и специализированные организации, осуществляющие уборку по договору за счет средств рекламораспространителей.
4.5.12. За уборку мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (рынки, торговые павильоны, быстровозводимые торговые комплексы, палатки, киоски, тонары и т.д.), в радиусе 10 м — на владельцев объектов торговли. Не допускается складирование тары на прилегающих газонах, крышах торговых палаток, киосков и т.д.
4.5.13. За уборку и содержание длительное время не используемых и не осваиваемых территорий, территорий после сноса строений — на районную Управу и организации — заказчики, которым отведена данная территория, подрядные организации, выполняющие работы по сносу строений.
4.5.14. За уборку, благоустройство, поддержание чистоты территорий, въездов и выездов АЗС, автомоечных постов, заправочных комплексов и прилегающих территорий (не менее 15-метровой зоны) и подъездов к ним — на балансодержателей указанных объектов.
4.5.15. За ручную уборку территорий вокруг мачт и опор установок наружного освещения (УНО) и контактной сети, расположенных на тротуарах, — на предприятия, отвечающие за уборку тротуаров.
4.5.16. За уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, киоскам вентиляционных шахт метрополитена, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП, байпасам, — на балансодержателей территорий, на которых находятся данные объекты.
4.5.17. За уборку и вывоз бытового мусора, снега с территорий притротуарных платных парковок, автостоянок, гаражей и т.п. — на балансодержателей, организации, эксплуатирующие данные объекты.
4.5.18. За уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйственных субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним — на администрацию предприятий, учреждений, организаций, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
4.6. Ручную зачистку после проведения механизированной уборки от снега и смета двухметровых прилотковых зон (а в зимнее время — формирование куч снега и льда) на площадях, магистралях, улицах и проездах осуществляют предприятия, производящие уборку прилегающих тротуаров.
4.7. Уборка объектов, территорию которых невозможно убирать механизированным способом (из-за недостаточной ширины либо сложной конфигурации), должна производиться вручную.
4.8. Уборка тротуаров, обособленного полотна трамвайных путей должна быть проведена до начала уборки лотковой части дорог. Запрещено перемещение снега (или смета) с тротуаров, обособленного полотна трамвайных путей в очищенный лоток или наоборот.
4.9. Профилактическое обследование смотровых и дождеприемных колодцев городской водосточной сети и их очистка производится специализированным предприятием ГУП «Мосводосток» или другими организациями, у которых эти сооружения находятся на балансе, по утвержденным графикам, но не реже одного раза в квартал, а у станций метрополитена, расположенных на пониженных участках, — не реже одного раза в месяц.
Во избежание засорения ливневой канализации (водосточной сети) запрещается сброс смета и бытового мусора в дождеприемные колодцы.
Решетки дождеприемных колодцев должны постоянно находиться в рабочем состоянии. Не допускаются засорение, заиливание решеток и колодцев, ограничивающие их пропускную способность.
В случаях обильных осадков при возникновении подтоплений на проезжей части дорог, тоннелей (из-за нарушений работы водосточной сети) ликвидация подтоплений проводится силами ГУП «Мосводосток».
При возникновении подтоплений, вызванных сбросом воды (откачка воды из котлованов, аварийные ситуации на трубопроводах и т.д.), ответственность за их ликвидацию (в зимний период — скол и вывоз льда) возлагается на организации, допустившие нарушения.
4.10. Уборка мусора с акваторий рек, водоемов осуществляется:
— Москвы — реки на участке от Спасского моста до шлюза N 9, Химкинского водохранилища — ГП «Канал им. Москвы»;
— Москвы — реки на участке от шлюза N 9 до Бесединского моста, реки Яузы, других рек и трехметровой полосы их неукрепленных берегов — ГУП «Мосводосток».
Ответственность за содержание территорий, прилегающих к акватории рек Москвы, Яузы, Химкинского водохранилища и малых рек, искусственных водоемов (прудов и пр.) на территории города, возлагается на районные Управы.
4.11. Вывоз скола асфальта при проведении дорожно — ремонтных работ производится организациями, проводящими работы: на главных магистралях города — незамедлительно (в ходе работ), на остальных улицах и во дворах — в течение суток.
4.12. Спил деревьев и их вывоз осуществляется организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и магистралей и в течение суток с улиц второстепенного значения и дворовых территорий. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток на основных улицах и магистралях города и в течение трех суток на улицах второстепенного значения и дворовых территориях.
Упавшие деревья должны быть удалены балансодержателем территории немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий — в течение 6 часов с момента обнаружения.